Итальянский композитор Саламоне да Росси (1570 – 1630 гг.)
занимает уникальное место в музыкальной культуре эпохи Возрождения.
Саломоне Росси происходил из старинной еврейской фамилии, осевшей в Италии ещё при римском императоре Тите.
Он начал свою карьеру со службы придворного скрипача в капелле герцога Гонзаго Мантуанского в 1587 году. Вскоре у него уже был собственный скрипичный оркестр, который пользовался немалой популярностью не только на родине, но и за границей. Своими друзьями он называл таких известных в то время музыкантов, как Гастольди, Виадана и Монтеверди.
Будучи популярным автором множества песен, и скрипичной концертной музыки, написанной для своих христианских сюзеренов, Салмоне был освобожден от ношения позорного знака, обязательного для всех евреев Мантуи, но все же не избежал гибели во время погрома в мантуинском гетто, учиненным захватившими город австрийцами.
Вершиной творчества Саламоне стала литургия для синагоги «Ха-ширим ашер ли-Шломо» («Песни Соломона»), состоящие из тридцати трех псалмов, кантат и гимнов
Приблизительно через 200 лет после смерти композитора, во время своей поездки по Италии, барон Эдмон де Ротшильд случайно приобрёл собрание старых нотных записей, содержавших 52 музыкальных произведения, подписанных именем «Salamone Rossi Ebreo» («еврей Саламоне Росси»). Вернувшись в Париж, он передал обнаруженные им музыкальные сочинения кантору парижской синагоги.